Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
Иосиф Бродский. Назидание.
СП "СМАРТ", 1990.

Детская улица

Детская улица От Косой линии до Среднего проспекта в Гавани. Длина - свыше 980 метров.

Ее появление относятся к началу XIX века, когда на Смоленском поле стали отводить участки под застройку. Сначала строительство шло по четной стороне от Большого к Среднему проспекту, улица именовалась Вновь проложенной. В конце 1850-х годов на угловом с Большим проспектом участке № 9/85 были построены приют и больница Покровской общины сестер милосердия, и улица стала Покровской. В 1871 году предлагалось ее назвать Сестринской или Княгининской. Оба наименования тоже были связаны с общиной, покровительницей которой являлась великая княгиня Александра Петровна. Утвердили название Княгининская, которое существовало более полустолетия. В 1907 году оно распространилось и на новый участок улицы от Большого проспекта до Косой линии. С 1922 года - Детская улица.

В 1950-х годах ее продлили до берега Смоленки, но в 1982 году эта часть была отделена и стала улицей Беринга.

До середины 1970-х годов вблизи Большого проспекта сохранялось несколько старинных деревьев. Они напоминали о работах по озеленению Княгининской улицы в 1900 году.

Трехэтажный дом под № 15 возведен в 1903 году архитектором Н. Н. Еремеевым для приюта благотворительного общества "Ясли". Под тем же номером значится и шестиэтажное здание. Его главный фасад выходит не на основную трассу улицы, а на отходящий от нее тупик. Он напоминает о неосуществленном проекте прокладки в 1903 году улицы через Смоленское поле. Дом был возведен в 1908 году по проекту архитектора А. Ф. Барановского по заказу "Общества пособия бедным женщинам".

Выход к Среднему проспекту в 1901 году архитектурно оформил шестиэтажный доходный дом, № 34/90 (техник С. Мокин). Круглый угловой эркер, увенчанный куполом, замыкал перспективу улицы. Купол утрачен. Не сохранился и Гаванский рынок, построенный по другую сторону в 1907 году архитектором А. К. Монтагом и разобранный в 1970 году. На его месте через десять лет была сооружена гостиница "Гавань", обращенная главным фасадом к Среднему проспекту.

В 1930-х годах, как бы поддерживая название улицы, близлежащие заводы построили свои детские сады на участках № 14, 18, 28 и 32. Там же, между Большим и Средним проспектами, в 1950-х годах были возведены жилые дома в неоклассических формах - № 16, 24, 26 и 30. Начальная же часть ее, находящаяся в Чекушах, сохраняет нежилой, промышленный характер.

Под № 17-а по Детской находится здание Академического художественного лицея имени Б- В. Иогансена. Комплекс зданий для нее построили в 1971 году архитекторы Л. Л. Шретер и Е. В. Карпин. Основанная в 1934 году как школа юных дарований, она была преобразована в 1936 в среднюю художественную школу.

Еще на улице Детской находилось наше общежитие № 8 в доме 50, ближе к Смоленскому кладбищу.

Володя Одинец добавил про бывшую Детскую.
Дом 10- общежития для Университета на улице Беринга был построен в 1953-54 гг -Архитекторы А.И.Верхвиляйнен и Т.А.Липовецкая.Улица Беринга по ту сторону Малого проспекта, а Шкиперский проток начинается от бывшего мебельного магазина рядом с бывшим кинотеатром "Прибой".Здание общежития бывшая ректор Вербицкая продала.Рядом почтовое отделение 406(199406)- Малыйпр. В.О. д.70.Вокруг со стороны Среднего пр.перемены. Гарнизонное стрельбище закрыто- там строят дома для военных Напротив институтаВАМИ (алюм.- мгниевый) построен лет 25 тому назад красивый бассейн ВМФ.В прошлом году закрыли трамвайный парк.Продали территорию, а что там будет неясно. По Среднему и Гаванской ещё ходит один трамвай( 6) и один автобус (тоже 6).По Малому ходит троллейбус 9 и автобус 47.Я это знаю, так как на ул.Шевченко(это метров 200)от общежития теперь Пенсионный фонд- и приходится там бывать. Большинство заводов на Васильевском закрылось в 90-е годы. но часть(около Балтийского завода ,на Кожевенной улице сохранилось- инвесторам эти территории были не нужны.). А вот всевозможных оффисов, кафе открылось очень много. Конечно остров сильно похорошел, но скверов стало меньше- застроили.На Мытнинской(рядом с Петропавловкой) общежитие тоже продали.
Надежда Трево добавила про новое название улицы.
Ул. Беринга, 38 (НИИ Арктики и Антарктики) Трасса будущей улицы Беринга на Васильевском острове была проложена в начале ХХ века от Среднего проспекта вдоль мусоросжигательной станции и Смоленского кладбища. В это же время здесь появилось первое здание — трёхэтажный дом для служителей станции (№ 3). Изначально эта магистраль была частью Княгининской улицы. В 1922 году улицу назвали Детской. В 1950х годах началась массовая застройка прилегающих участков. В это время были построены дома № 6 и 8, № 10 — общежитие Университета. В 1960х годах сторона улицы напротив Смоленского кладбища была застроена пятиэтажными жилыми домами. В 1982 году часть Детской улицы от Среднего проспекта до Наличной улицы переименовали в честь мореплавателя В.И. Беринга. Это название ей было дано по ходатайству НИИ Арктики и Антарктики, для которых здесь в 1986 году был построен дом № 38. В здании НИИ кроме научных отделов и мастерских находится уникальный ледовый бассейн, где проходят испытания моделей полярных судов. С 2003 года ведётся строительство дома № 27 — жилой комплекс «Смоленский». Этот дом является частью комплекса, в который входит дом на противоположном берегу реки Смоленки (ул. Одоевского, 28). автор статьи: Александр Викторович


Вид нашего общежития сегодня со двора, здание покрасили и обновили, а деревья подросли.

Вид общежития с торца.В наше время здание было более темного цвета. Когда теперь заходишь в здание, все кажется, маленьким.

Узкий коридор, маленькие комнаты.В памяти все осталось намного крупнее.

 
Наше общежитие в 1965 году

А это Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, рядом с нашим общежитием.

Дата постройки: Между 1900 и 1902.

Архитектор: А.А. Всеславин.

Храм на Смоленском кладбище.Часто ходили мимо этого храма, чтобы сократить дорогу, по Камской улице добирались до 10 линии.Приходили сюда и во время службы на Пасху.Было очень интересно посмотреть, хотя и не одобрялось.

Мост рядом со Смоленским кладбищем.Конечно не сравнится с мостом Шмидта, который собираются перестраивать.

Косая линия.Улица Детская пересекалась с Косой линией.

Очень задымленная Косая линия.

Главный задымитель Васильевского острова ТЭЦ №7.

Эти дымы придавали налет какой-то романтики Васильевскому острову, а точнее тому промышленному району, где мы жили долгое время.

26-27я линии на Васильевском острове. Слева - сталепрокатный завод, справа - Балтийский завод. Линии упираются в краны Балтийского завода.

Очень многие ребята с нашего курса распределились на этот завод.

Когда-то этот дом на пересечении Косой линии и Детской улицы принадлежал кожевенному заводу Брусницыных. Сейчас тут академия им.С.О.Макарова. Высшая мореходка на Косой линии.Мой брат учился там в одно время со мной.Стал капитаном.

А это знаменитый Дворец культуры им.С.М.Кирова.Теперь это памятник архитектуры.А раньше это было место нашего отдыха, ходили мы туда мимо Гаванского рынка, которого теперь нет.

Конечно, посещали мы не только библиотеку, но кинозал и танцы.Похоже и теперь там жизнь кипит.

Охраняется государством. А раньше была такая дощечка?

Финский залив. Закат солнца.

Как часто мы бегали сюда купаться по ночам и поплавать по лунной дорожке.

Морской вокзал.

Раньше здесь был причал и небольшая станция проката лодок.

Хорошо было погонять по заливу на лодке, прибиться к какому-нибудь островку и посидеть у костра.Это было наше любимое летнее занятие.

Шпили Галерной гавани, архитектор Доменико Трезини. Памятник промышленной архитектуры.

В Галерную гавань ходили пешком, чтобы посмотреть соревнования на буерах.

А тем, кто жил на первом курсе в общежитии на Смольной, знакомо это здание:

Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название “Смольное” и закрепилось за этим местом.

Смольный монастырь построен для дочери Петра I Елизаветы. Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое отказавшись от престола. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря был поручен Франческо Бартоломео Растрелли. Однако с началом Семилетней войны денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был.

Практически готовый храм для верующих был закрыт. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Окончательно собор был достроен только в 1835 году В. П. Стасовым.

В 1864 году здесь размещается Воспитательное общество благородных девиц. Воспитанниц этого заведения стали называть "Смолянками". Воспитание их носило закрытый характер, им старались привить красивые манеры и приличное поведение.

Женского монастыря в этих стенах так и не было.

В 1923 году собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, в 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда.

Трамваи теперь другие. Ах, сколько мы проездили на них "троячков".Тогда даже мысли не было ездить зайцами.Не было денег, ходили пешком до библиотеки через весь город, теперь ЦГПБ им. В.В.Маяковского. И вместо обеда жевали батон на набережной р.Фонтанки.

Транспорт был таким, а город вот такой.

И наконец, эти похожие обшарпанные ступени, которые привели нас ко всей этой красоте.

У Лёни новые планы - привести в порядок доску.
Лучше повесить новую доску. "Здесь был мат-мех."